Прежде чем говорить об этом документе, стоит обозначить нюансы терминологии. Дело в том, что лицензии на сортировку, как таковой, быть не может – эта деятельность, наравне с разборкой и очисткой, входит в составное понятие «обработка». Оно закреплено в ФЗ №99, в качестве одного из семи видов обращения с отходами, на которые выдаются лицензии Росприроднадзора.
Дополнительно в разрешительном документе всегда прописывается «сбор» – это дает лицензиату право принимать мусор у физических и юридических лиц. Если компания выполняет работы по уничтожению или захоронению – это также указывается. Таким образом, в корректной лицензии на сортировку присутствует «деятельность по сбору и обработке + опционально, обезвреживанию / утилизации / размещению».
Данный материал посвящен специфике сортировочной деятельности и ее оформления, поэтому в нем используется условное определение «лицензия на сортировку». Под ним следует понимать официальное разрешение на ведение данной деятельности, которое, в действительности, включает несколько переменных параметров.
Сортировка – это разделение общей массы мусора на отдельные категории – бумага, стекло, металл, пластик и др. Производится, как правило, вручную, иногда с использованием автоматических вспомогательных устройств, например, магнита для отделения черных металлов.
Существуют также автоматизированные комплексы оборудования – в них определение категории и расфасовка по контейнерам производится без участия человека, с помощью оптического сканера и приводов. Современные технологии позволяют увеличить темп работы, сократить затраты на оплату труда операторов в 10-15 раз, а также улучшить качество выборки. К сожалению, стоимость автоматического оборудования пока остается неподъемной для российских организаций небольшого и среднего масштаба.
Принцип работы сортировочных предприятий строится на «конкуренции» с полигонами. Так же, как и в случае со свалкой, мусор принимается у поставщика вместе с платой за размещение, причем тарифы практически не отличаются. После разделения часть утильсырья реализуется, а остаток отправляется на платное захоронение, итоговая стоимость которого снижается за счет уменьшения объема.
Оформление лицензии «под ключ» – за 2,5 месяца с гарантией. Для сравнения – самостоятельное оформление занимает в среднем 4,5 месяца.
Срочное получение – продажа готовой фирмы с лицензией, срок от 1 недели.
По возможности используем ресурсы заказчика – технику, стоянку, сотрудников и так далее, выгода достигает до 23%
При необходимости предоставляем площадку и технику, готовим специалистов. Поддержка клиентов после лицензирования.
Регламент всех лицензионных инспекций предполагает демонстрацию полной готовности предприятия к работе. Поэтому условно процедура делится на две части – предварительное приведение компании в соответствие лицензионным требованиям и согласование в надзорных органах.
Подготовку также можно поделить на три направления, работать над ними можно параллельно:
Сначала вносятся правки в устав организации – перечень видов экономической деятельности дополняется кодами деятельности по обращению с отходами, группа 38 ОКВЭД. Изменения регистрируют в ФНС. Далее разрабатывают экологическую и техническую документацию, заключают трудовые договоры, соглашения о намерениях с потенциальными контрагентами, издают ряд приказов, заключают сопроводительные договоры – на медицинские осмотры, дезинфекцию и стирку, поставку коммунальных услуг и др., получают паспорта на собственные отходы. Параллельно обучают сотрудников и готовят производственную площадку. Масштаб работ индивидуален: в одних случаях нужно небольшое дооснащение, а в других – строительство и монтаж «с нуля».
Этапы согласовательной части:
Одни заказчики хотят свести свою роль в процессе оформления лицензии к минимуму, а другие стремятся принимать в нем активное участие. Мы заранее обсуждаем этот момент и обеспечиваем комфортное взаимодействие в обоих случаях.
С 2009 года помогаем компаниям и индивидуальным предпринимателям получить лицензии на сортировку, переработку, транспортирование отходов.
Формат работы не фиксирован и для каждого случая подбирается индивидуально. В первую очередь, определяется перечень задач и действий, которые планирует делегировать заказчик. Затем мы составляем план работ, после утверждения которого заключается договор. В нем мы закрепляем свою ответственность за результат и гарантию соблюдения сроков.
Работаем по любым этапам, включая подготовку – анализируем исходные данные компании и составляем подробный перечень необходимых доработок, помогаем подобрать оборудование и разработать экологическую и технологическую документацию, обучаем сотрудников в собственном центре.
Сдаем в аренду земельные участки под сортировку мусора и другие виды обращения с отходами – полноценные площадки, готовые к инспекциям, соответствующие правилам и нормативам. Наши участки находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ярославле, Ижевске и других городах.