Основные НПА, которые регулируют предприятия в сфере обращения с мусором – это ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В них определено, что лицензия на транспортировку необходима юридическим лицам и ИП, которые осуществляют манипуляции по перемещению опасного мусора, используя для этого транспортные средства. Требование распространяется как на коммерческих перевозчиков, так и на компании, которые возят только свои производственные и бытовые остатки (за пределами принадлежащей им территории).
Полное название документа отличается от привычного разговорного. Заголовок одинаков для всех бланков: «Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности». Ниже на титульном листе поясняется на какие именно работы выдано конкретное разрешение. Для простоты понимания в данном тексте используется распространенное разговорное название.
Погрузка и перемещение мусора I-IV класса, а также обеспечение условий гигиены производственного процесса, требуют особых условий и квалификации. В ходе лицензионных инспекций, компания доказывает наличие всего необходимого для экологической и эпидемиологической безопасности, и намерение выполнять работы в соответствии с нормативами.
Лицензионные требования для обращения с более опасными отходами строже, чем, например, для ТБО. Класс и код ФККО каждого конкретного отхода указан в его паспорте. Разработка паспортов на опасный мусор, образующийся в ходе производственной, хозяйственной, административной деятельности – обязанность всех предпринимателей и юридических лиц В РФ. Коммерческие перевозчики запрашивают их у заказчиков.
Лицензия на транспортировку отходов привязывается к площадке, в данном случае, к стоянке для спецтранспорта. Требования к ее обустройству регламентируются СанПиН и являются центром внимания выездных проверок.
Тем не менее, лицензиат не ограничен в географии деятельности – разрешение распространяется на всю территорию РФ. Соответственно, можно оформить разрешение Росприроднадзора в одном субъекте, а работать – в любом другом.
Иногда знание региональных особенностей помогает избежать сложностей. Например, в Роспотребнадзоре Санкт-Петербурга выдаются санитарно-эпидемиологические заключения с указанием перечня видов мусора, в то время, как в остальных регионах используется формулировка «I-IV (или другие) класс опасности». Если компания с таким СЭЗ расширяет сферу деятельности и в связи с этим нуждается в дополнении списка лицензированных отходов – ей приходится менять не только лицензию Росприроднадзора, но и заново проходить инспекцию санитарных врачей. Даже в случае, если перечень дополнился всего одним пунктом, не указанном ранее в СЭЗ.
В некоторых регионах удается включать целые группы отходов (коды ФККО с нулями на конце). Они по умолчанию включают в себя все подгруппы, а также отдельные отходы, входящие в них – в том числе те, которые будут добавлены в будущем.
У юристов «РОСЭКО» есть опыт взаимодействия с заказчиками и территориальными надзорными органами со всей России. Помогаем решить задачи, для которых стандартный алгоритм не подходит.
Оформление лицензии «под ключ» – за 2,5 месяца с гарантией. Для сравнения – самостоятельное оформление занимает в среднем 4,5 месяца.
Срочное получение – продажа готовой фирмы с лицензией, срок от 1 недели.
По возможности используем ресурсы заказчика – технику, стоянку, сотрудников и так далее, выгода достигает до 23%
При необходимости предоставляем площадку и технику, готовим специалистов. Поддержка клиентов после лицензирования.
Если процедура проходит успешно, издается распоряжение о выдаче лицензии, в течение двух недель выдается готовый документ, а данные вносятся в электронный реестр Росприроднадзора. В случае обнаружения несоответствий, выносится предписание, которое необходимо исполнить за 30 дней, после чего проверка повторяется. Отказ в выдаче лицензии выносится в случае серьезных нарушений.
Формально, любая компания имеет право перевозить мусор данного класса, при условии соблюдения общих требований ФЗ № 89:
У лицензиата все это, в большинстве случаев, имеется. Можно сказать, что вместе с разрешительным документом компания получает возможность принимать заказы на вывоз мусора V кл. Отдельная лицензия на транспортирование отходов V класса опасности не требуется.
Еще одно новшество, которое необходимо принять к сведению – Распоряжение Правительства Российской Федерации №1589-р. Представляет собой перечень видов мусора, запрещенных для размещения на свалках ввиду значительного потенциала переработки и возможности использования в качестве утильсырья.
Список состоит из 182 кодов ФККО и разделен на три части. Таким образом, изменения вступают в силу поэтапно:
В связи с этим рекомендуется внимательно относиться к составу объекта транспортировки: если маршрутная проверка обнаруживает, что «на борту» присутствуют предметы, материалы, вещества, запрещенные к захоронению, а конечной точкой указан полигон – компания штрафуется на 30-250 тысяч рублей.
Одни заказчики хотят свести свою роль в процессе оформления лицензии к минимуму, а другие стремятся принимать в нем активное участие. Мы заранее обсуждаем этот момент и обеспечиваем комфортное взаимодействие в обоих случаях.
Помогаем решить задачи любого масштаба на всех этапах лицензирования: если у соискателя нет опыта в сфере обращения с отходами – начинаем с регистрации юридического лица, предоставляем дальнейшие подробные инструкции.
При необходимости, сводим к минимуму участие заказчика. После получения вводных данных работаем обособленно до готового разрешения. Либо наоборот – совместно координируем действия и распределяем задачи между сторонами.
Разрабатываем природоохранные, экологические, технические, технологические, учредительные и сопутствующие бумаги. Обучаем водителей и других сотрудников по программам обращения с отходами.
Подбираем арендную площадку – в Москве и Санкт-Петербурге, а также Ярославле, Новосибирске, Екатеринбурге, Ижевске и др. Если у заказчика нет собственного подходящего земельного участка или сроки не позволяют привести его в соответствие нормативам – предоставляем один из наших производственных вариантов, готовых к проверкам.
Берем проекты на полное лицензирование или помогаем пройти отдельные его этапы. Несем ответственность за сроки: согласованная дата результата закрепляется в договоре.
Существенная часть лицензирования не требует личного присутствия юриста, поэтому по многим проектам мы работаем удаленно. Также консультируем по вопросам организации деятельности в сфере отходов, помогаем с заполнением и подготовкой бумаг.