Получение лицензии на размещение отходов требует не только юридических и экономических согласований, но и проведения масштабной политической работы. Дело в том, что полигон – это крупный социально-экономический объект, который является важной составляющей финансовых, социальных показателей субъекта. В той или иной мере он влияет на предпринимательство, быт граждан и другие сферы. Разрешить эксплуатацию подобного объекта может только муниципальная или районная администрация, также его строительство необходимо согласовать с населением на общественных слушаниях.
Специалисты «РОСЭКО» помогают подготовиться к получению лицензии на размещение отходов и пройти все этапы согласований. За плечами наших юристов и экологов более 10 лет работы в сфере лицензирования мусоропереработки и полигонов. Ниже – рассказываем, как создать и зарегистрировать объект размещения отходов, кому это необходимо в первую очередь, и какие последние изменения правовой базы важно принять к сведению.
Отсутствие опыта в сфере обращения с отходами не является категоричным препятствием, но определяет специфику. Скорее всего, муниципальные власти не одобрят проект, инициатором которого выступает новое юридическое лицо. Поэтому, сначала рекомендуется получить лицензию на транспортирование или переработку мусора, избавившись таким образом от статуса «новичка».
Оформление лицензии «под ключ» – за 2,5 месяца с гарантией. Для сравнения – самостоятельное оформление занимает в среднем 4,5 месяца.
Срочное получение – продажа готовой фирмы с лицензией, срок от 1 недели.
По возможности используем ресурсы заказчика – технику, стоянку, сотрудников и так далее, выгода достигает до 23%
При необходимости предоставляем площадку и технику, готовим специалистов. Поддержка клиентов после лицензирования.
Одного лишь полигона недостаточно для организации объекта. Получение лицензии на размещение отходов возможно только в случае создания комплексного предприятия, в рамках которого мусор сначала будет сортироваться и перерабатываться, а затем отправляться на захоронение. Это устоявшееся правило обусловлено тем, что территориальное «соседство» с объектом размещения должно нести городу и его жителям некую выгоду, иначе инициатива не пройдет этап общественных слушаний. Сжигательный завод может предложить району льготную электроэнергию или тепло, сортировочная станция и утилизационная установка – обеспечить производство вторичной продукции и так далее.
Напоминаем, что для обращения с мусором V класса опасности по ФККО лицензия не требуется, а, значит, утилизировать его можно на территории полигона без дополнительных согласований.
Если у соискателя есть собственный участок земли, на котором планируется разместить полигон – это необходимо согласовать с органами местного управления. В противном случае, земельный участок производственного назначения выделяет администрация – специально под работы, связанные с отходами.
Требования к соискателю различаются по видам деятельности – полный перечень условий соответствия лицензиатов для переработки, сортировки и транспортирования представлен в соответствующих материалах сайта «РОСЭКО». Здесь приводим только мероприятия, касающиеся организации полигона:
Далее предприятие проходит лицензионные проверки специалистов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, после чего получает положительное решение или предписания об устранении найденных несоответствий. После успешного лицензирования, полигон проходит процедуру включения в реестр ГРОРО и схему движения отходов – это дает региональному оператору право возить мусор на новый объект размещения, а, значит, обуславливает его существование.
25 июля 2017 года было выпущено Распоряжение Правительства №1589-р, в котором определены виды мусора с большим потенциалом вторичного использования, и установлен запрет на их захоронение. Перечень разделен на три части, и, таким образом, новые правила вступают в силу поэтапно – с начала 2018, 2019 и 2021 годов. Первый блок, в основном, состоит из отходов с содержанием черных и цветных металлов, ртути; второй – из полипропиленовых и бумажных изделий; третий – включает в себя аккумуляторы, технику и электронику.
Пока неизвестно, как Распоряжение отразится на лицензионной практике в разных регионах, но контролирующие органы, безусловно, имеют полномочия на наложение штрафов в случае нарушений.
Одни заказчики хотят свести свою роль в процессе оформления лицензии к минимуму, а другие стремятся принимать в нем активное участие. Мы заранее обсуждаем этот момент и обеспечиваем комфортное взаимодействие в обоих случаях.
Мы работаем в сфере лицензирования отходов с 2009 года – в том числе, по направлению согласования строительства полигонов. Разрабатываем экологическую и проектную документацию, консультируем по строительным работам и подготовке участка, согласовываем документацию в Роспотребнадзоре и Росприроднадзоре, общаемся с представителями надзорных органов.
В зависимости от сложности проекта, самостоятельное лицензирование в данной области занимает около 2-3 лет, мы помогаем сократить этот срок до 1,5-2 лет за счет грамотной подготовки и последовательных действий.
Беремся за комплексное лицензирование – работаем с момента согласования пустого участка и до функционирующего объекта размещения со всеми разрешениями. Также помогаем закрыть лишь определенные задачи подготовки и согласований – СЭЗ, ГЭЭ, обучение сотрудников и так далее.
Основной офис находится в Москве. При необходимости вылетаем на объект в любой регион России для оперативной оценки проекта.