Правила осуществления всевозможных действий с мусором, кроме, разве что, его образования, регулируются ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В них регламентировано базовое понятие «обращение с отходами» и семь типов работ, которые в него входят. Сбор – один из них: самый скромный по фактическим масштабам, и самый обсуждаемый после изменений 2018 года. Причина возросшего интереса – поправки в законодательстве, последствия которых напрямую коснулись всех действующих обладателей лицензий на сбор и транспортирование отходов.
Даже сейчас этот документ вызывает вопросы, особенно у тех, кто впервые сталкивается с лицензированием. В тексте этой статьи рассказываем, что именно изменилось в системе, и как адаптировать организацию к реформам, а также приводим актуальный алгоритм оформления лицензий для транспортировщиков.
Первоначально сбором назывался процесс приема мусора у физических или юридических лиц для его последующей сортировки, обезвреживания, захоронения, утилизации или перевозки.
«Сбор» являлся неотъемлемой частью основного процесса для транспортировщиков. Без этой строчки в лицензии, компании нельзя было заключать договоры и оказывать услуги по вывозу мусора, поскольку формально невозможно перевозить отходы, предварительно их не собрав. Именно поэтому сбор и транспортирование прописывались в паре.
Посредством ФЗ №503 были внесены следующие изменения:
Из этого следует, что:
Лицензии на сбор и транспортирование отходов подлежат замене по причине «несоответствия перечня выполняемых работ». Основанием для этого является статья 18 ФЗ №99. В нем также определен порядок процедуры: в Росприроднадзор подают заявление, оригинал текущего разрешения и чек на уплату госпошлины, а затем через месяц получают новый бланк с актуальной информацией.
Спустя год с момента вступления изменений в силу, в России все еще оставалось около 8,5 тысячи лицензий, которые, согласно новым правилам, требовали переоформления. Причина в том, что основные НПА и публичные разъяснения Росприроднадзора пока не дают каких-либо указаний о сроках замены.
Сам факт наличия документа, оформленного по прежним правилам, не является поводом для санкций. Штраф грозит фирме, которая осуществляет лицензируемую деятельность, при фактическом отсутствии разрешительного документа. В данном случае наоборот – у организаций есть официальное одобрение на работы, которые они в принципе не могут проводить, так как не являются «лицом, осуществляющим утилизацию, обезвреживание, обработку, захоронение».
Оформление лицензии «под ключ» – за 2,5 месяца с гарантией. Для сравнения – самостоятельное оформление занимает в среднем 4,5 месяца.
Срочное получение – продажа готовой фирмы с лицензией, срок от 1 недели.
По возможности используем ресурсы заказчика – технику, стоянку, сотрудников и так далее, выгода достигает до 23%
При необходимости предоставляем площадку и технику, готовим специалистов. Поддержка клиентов после лицензирования.
Каждого предпринимателя, который не является лицензиатом, и пытается разобраться в данной ситуации, интересует одно: что делать именно ему для грамотного оформления деятельности в правовом поле?
Тем, кто занимается исключительно перевозками, необходим документ с указанием только «транспортирования». Он выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по месту фактического осуществления деятельности.
Прежде чем обращаться в территориальный орган с заявлением, необходимо выполнить ряд действий:
После завершения предварительных мероприятий, предприниматель обращается в Росприроднадзор. Специалисты данного органа изучают предоставленный пакет в течение 20 дней, после чего назначают дату визита инспектора на место фактического осуществления деятельности соискателя лицензии.
По результатам внутренней и выездной проверок, выносится вердикт об одобрении или отклонении заявления, либо выдается предписание об устранении найденных нарушений в 30-дневный срок, с последующей повторной инспекцией. Регламентированная продолжительность этапа Росприроднадзора – 45 рабочих дней, при условии прохождения согласований с первого раза.
Одни заказчики хотят свести свою роль в процессе оформления лицензии к минимуму, а другие стремятся принимать в нем активное участие. Мы заранее обсуждаем этот момент и обеспечиваем комфортное взаимодействие в обоих случаях.
Берем проекты на комплексное лицензирование или помогаем завершить отдельные пункты процедуры – получение СЭЗ, подготовку стоянки, заполнение сопроводительных бумаг и так далее. Разрабатываем документацию по экологии и природопользованию.
Помогаем юридически оформить изменения в действующем разрешении, в том числе, для расширения списка видов деятельности или перевозимых отходов. Консультируем по различным аспектам лицензирования транспортной организации.
Обучаем водителей и других сотрудников предприятия по программам обращения с мусором I-IV класса опасности.
Предоставляем в аренду участки для спецтехники под будущее лицензирование. Наши стоянки находятся на землях промышленного назначения и подготовлены к проверкам в соответствии с СанПиН и ФЗ.
С нами сотрудничают юридические лица из сфер обращения с отходами, строительства, сельского хозяйства, производства товаров и оказания коммунальных услуг. Работаем по месту нахождения заказчика или консультируем удаленно.