Термин «твердые бытовые отходы» вышел из официального использования еще в 2014 году – теперь данный вид мусора правильнее называть «твердыми коммунальными отходами». Хотя фактически между ними есть небольшие различия: «бытовой» мусор – тот, который выбрасывают из квартир и частных домов, а «коммунальный» образуется в результате деятельности юридических лиц и собирается с общественных мест. В статье мы используем определение «ТБО», так как оно является привычным и понятным для большинства действующих и потенциальных перевозчиков.
Получение лицензии на вывоз ТБО происходит по установленной процедуре и связано с посещением ФБУЗ, Роспотребнадзора и Росприроднадзора. О том, какие именно проверки проходит компания, и какие требования к ней предъявляются – рассказываем в статье.
Лицензия на на вывоз ТБО (ТКО) нужна всем организациям, которые фактически осуществляют (или планируют) данную деятельность. При этом неважно, кто является образователем отходов, и получает ли перевозчик коммерческую выгоду.
Пример: организация занимается сносом домов, и стремится сократить затраты на вывоз остатков зданий, которые, в основном, состоят из кирпича, железобетона и дерева – соответственно, относятся к ТКО. Поэтому «компания-демонтажник» получает разрешение на транспортирование мусора IV класса опасности и разрабатывает паспорта на них, заключает договор с полигоном, который принимает их на захоронение и берет перевозки на себя, с соответствующей экономией.
Таким образом, лицензия на вывоз ТБО (ТКО) нужна для:
В 2017 году вышло Распоряжение Правительства №1589-р, которое запрещает захоронение ряда предметов, в связи со значительным потенциалом вторичного использования отдельных материалов и компонентов. Запрет вступил в силу частично, полный перечень представлен в тексте документа. Сферы обращения с ТБО и ТКО это тоже касается: с 1 января 2021 года на свалки нельзя вывозить полиэтиленовую упаковку, некоторые виды аккумуляторов и бытовой техники, большую часть компьютерной техники, в список попали даже калькуляторы. Все это надлежит сортировать и перерабатывать.
Оформление лицензии «под ключ» – за 2,5 месяца с гарантией. Для сравнения – самостоятельное оформление занимает в среднем 4,5 месяца.
Срочное получение – продажа готовой фирмы с лицензией, срок от 1 недели.
По возможности используем ресурсы заказчика – технику, стоянку, сотрудников и так далее, выгода достигает до 23%
При необходимости предоставляем площадку и технику, готовим специалистов. Поддержка клиентов после лицензирования.
Процесс получения разрешения на транспортирование ТБО начинается с регистрации юридического лица или ИП. Если этот этап уже пройден, то необходимо убедиться, что в список видов деятельности входит обращение с отходами. Если нет – вносятся изменения в ЕГРЮЛ.
Далее составляют список отходов, с которыми будет работать перевозчик, ищут для каждого подходящие сортировочные или сжигательные заводы, полигоны и другие принимающие организации и заключают с ними договоры. Затем собственную компанию приводят в соответствие лицензионным требованиям – приобретают или арендуют стоянку и технику, нанимают сотрудников, организуют для них обучение. Закупают инвентарь, оснащают площадку и машины, маркируют их. Разрабатывают природоохранную документацию, инструкции, журналы и т.д.
За этапом подготовки следует оформление СЭЗ. Оно включает в себя экспертизу документов и выездную проверку на предмет соответствия СанПиН. Раньше с инспекциями выезжал санитарный врач Роспотребнадзора, теперь же данные полномочия перешли к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
Специалист ФБУЗ осматривает стоянку и технику, проверяет комплектность оснащения машин – наличие спецзнаков, инструмента и пр., а также инструкции по обращению с опасными отходами. В итоге организация получает акт, который может быть положительным или отрицательным.
Положительный акт проверки и комплект документов подают в Роспотребнадзор и в течение месяца получают санитарно-эпидемиологическое заключение.
Далее остается лишь финальная, основная часть – получение лицензии на вывоз ТБО в Росприроднадзоре. Оно также включает в себя исследование документов и очную инспекцию. Соискатель подает заявление, содержащее, помимо прочего, реквизиты СЭЗ. Оно дополняется полным комплектом документов, обосновывающих всю деятельность «от и до» – копии СТС и ПТС, инструкций, журналов, приказов, сертификатов, договоров и так далее.
После экспертизы бумаг назначается дата выездной проверки. На ней инспектор также осматривает стоянку, здание для сотрудников и технику. В процессе ведется текстовая фиксация всего увиденного, делаются фото. На месте осматриваются оригиналы документов. Инспектор должен удостовериться, что заявленная информация соответствует «фактическому положению вещей».
Если во время проверок обнаруживаются нарушения, то выносится предписание, процедура приостанавливается. Заявитель обычно имеет возможность возобновить ее после устранения несоответствий. В этом случае срок, конечно, увеличивается. Если инспекторы не находят препятствий к одобрению заявки – организация получает бессрочную лицензию на вывоз ТБО, которая дает право перевозить мусор в любом городе РФ.
Одни заказчики хотят свести свою роль в процессе оформления лицензии к минимуму, а другие стремятся принимать в нем активное участие. Мы заранее обсуждаем этот момент и обеспечиваем комфортное взаимодействие в обоих случаях.
Упрощаем получение лицензии на вывоз ТБО для индивидуальных предпринимателей и предприятий: закрываем отдельные этапы или полностью проводим оформление до готового документа.
Предоставляем в аренду стоянки для мусоровозов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ижевске, Новосибирске, Ярославле и других городах. Также помогаем купить или арендовать машины для перевозки мусора, обучить сотрудников.
К нам обращаются чтобы полностью делегировать лицензирование, или пройти «проблемные» этапы:
Стандартное оформление – два месяца. Возможно срочное лицензирование или продажа готовой фирмы с действующим разрешением. Предварительная оценка – уже во время первой консультации.