Утилизация – это самый перспективный вид обращения с мусором, с точки зрения экологии и прогресса. Термин означает переработку предметов и материалов, пришедших в негодность, с сопутствующим извлечением компонентов, пригодных для вторичного использования, и изготовлением из них нового продукта.
Для ведения деятельности, связанной с опасными отходами, предпринимателям необходима лицензия. Процедура ее получения у многих вызывает затруднения из-за неоднозначности трактовки действующих НПА. Мы подготовили рекомендации, которые помогут внести ясность. Итак: четыре совета от юристов «РОСЭКО» для тех, кому нужна лицензия на утилизацию отходов.
Оформление лицензии «под ключ» – за 2,5 месяца с гарантией. Для сравнения – самостоятельное оформление занимает в среднем 4,5 месяца.
Срочное получение – продажа готовой фирмы с лицензией, срок от 1 недели.
По возможности используем ресурсы заказчика – технику, стоянку, сотрудников и так далее, выгода достигает до 23%
При необходимости предоставляем площадку и технику, готовим специалистов. Поддержка клиентов после лицензирования.
Достаточно банальный тезис, который в свете лицензирования все же достоин упоминания: последовательные действия на подготовительном этапе сокращают итоговые трудозатраты и общий срок согласований, что для большинства компаний может являться критичным.
Для организации, которой нужна лицензия на утилизацию отходов, подготовка состоит из двух обширных частей: строительной и юридической. Первая предполагает работу с земельным участком – прокладку коммуникаций, возведение сооружений, монтаж утилизационной линии и так далее. Вторая связана с внесением изменений в устав юр. лица, разработку экологической и технологической документации и др.
Срок строительной подготовки участка индивидуален в каждом отдельном случае, в среднем – это 4 недели, если начинать с «нулевой» стадии.
Если предпринимателю важно как можно быстрее получить лицензию на утилизацию отходов, на подготовительном этапе ему стоит придерживаться:
Этот пункт следует из предыдущего и представляет собой часть подготовки. У каждого государственного органа есть определенные требования к составу, количеству и оформлению документов. Подача неполного комплекта приводит к быстрому отказу на этапе документарной проверки. На первый взгляд, очевидным решением является подача избыточного пакета, который заранее способен «закрыть» любые возможные пробелы и требования инспектора. Однако зачастую и такая позиция является неверной, поскольку каждый подаваемый документ лишь повышает риск допущения ошибки, а также возникновения дополнительных вопросов в ходе проверки.
С одной стороны, состав комплекта документов определяется ФЗ и СанПиН, но, в действительности, нормативно-правовые акты не определяют конкретных перечней, а лишь указывают что именно нужно подтвердить. И если в одних случаях есть устоявшийся порядок, то в других – нет. Примеры:
Также у санитарных врачей (ФБУЗ, Роспотребнадзор) действует так называемый «принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности», который влияет на экологическую оценку и обязывает предпринимателя по запросу предоставить обоснование любого явления на производственной площадке, которое могло показаться инспектору подозрительным.
Мы настоятельно рекомендуем формировать исчерпывающий пакет документов, соответствующий требованиям надзорного органа.
Переработка мусора путем утилизации – необычный процесс с точки зрения закона: в качестве сырья выступают отходы – предметы и материалы, признанные негодными для дальнейшего использования, юридически и фактически выведенные из цикла производства и потребления. Тем не менее, в результате процесса переработки получается новый продукт. Данное превращение обязательно нуждается в правовом обосновании. В качестве оного выступает ряд документов, которые оформляет (получает) предприниматель, если ему нужна лицензия на утилизацию отходов:
Утилизация – это очень общее определение, которое включает массу способов обработки мусора для получения новой продукции – шрединг, дробление, измельчение, крекинг и другие. Список видов отходов, которые можно обрабатывать на той или иной конкретной установке, строго определен в ее техпаспорте. Соответственно, если работы в компании ведутся на одной утилизационной линии (или на нескольких одинаковых установках) – ее технический регламент на 100% определяет возможности работы всего предприятия.
Существует два подхода к выбору направления бизнеса в сфере утилизации:
Конечно, второй вариант более продуктивный, но иногда случается так, что в распоряжении фирмы оказывается оборудование, от которого и приходится отталкиваться.
Одни заказчики хотят свести свою роль в процессе оформления лицензии к минимуму, а другие стремятся принимать в нем активное участие. Мы заранее обсуждаем этот момент и обеспечиваем комфортное взаимодействие в обоих случаях.
Закрываем отдельные процедуры или полностью берем на себя получение лицензии на утилизацию отходов от имени компании заказчика. Обучаем сотрудников по программе обращения с опасными отходами в собственном лицензированном центре и сдаем в аренду производственные площадки, готовые к инспекциям надзорных органов. Наши земельные участки находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ижевске, Ярославле, Новосибирске и других городах. Каждый из них представляет полностью оборудованную площадку, готовую к реальной работе, некоторые ранее уже проходили инспекции Росприроднадзора и Роспотребнадзора.
Задачи, которые мы решаем: