Компания «РОСЭКО» основана в 2009 году. За время нашей работы, нормативно-правовая база в сфере обращения с отходами претерпела множество корректировок – изменился даже основной лицензирующий орган: раньше разрешительными полномочиями в данной сфере обладал Ростехнадзор, а сейчас – Росприроднадзор. Реорганизация повлияла на процедуру лицензирования, ее особенности, этапы, регламенты. Как сегодня выглядит алгоритм действий предпринимателя на пути к разрешительному документу – рассказываем в материале.
Лицензированию подлежит утилизация отходов I-IV класса опасности по Федеральному классификационному каталогу. V класс – самый «безопасный», его попадание в природную среду не наносит экологии ущерба, при условии небольшого объема выброса. Поэтому обращение с ним регулируется общими положениями ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и не подлежит лицензированию в Росприроднадзоре.
Специфика документального оформления утилизационной деятельности связана с тем, что в качестве сырья используются «списанные» предметы и материалы, признанные «утратившими потребительские свойства», а в результате образуется продукт, пригодный для изготовления новых товаров с реальной коммерческой стоимостью и рынком сбыта. Процесс превращения мусора в продукт описывается в Технических условиях (ТУ), подготовить которые обязан соискатель лицензии. Для этого компания заказывает разработку данного документа в сторонней организации с аккредитацией Росстандарта.
Говоря образно, раньше предприниматель должен был оплачивать размещение своего мусора на полигоне, а теперь может обрабатывать и реализовать его с выгодой для себя.
Также производитель товаров из переработанных отходов обязан подтвердить качество и безопасность своей продукции. Это делается посредством сертификации по ГОСТ Р и получения экспертного заключения в Роспотребнадзоре.
Оформление лицензии «под ключ» – за 2,5 месяца с гарантией. Для сравнения – самостоятельное оформление занимает в среднем 4,5 месяца.
Срочное получение – продажа готовой фирмы с лицензией, срок от 1 недели.
По возможности используем ресурсы заказчика – технику, стоянку, сотрудников и так далее, выгода достигает до 23%
При необходимости предоставляем площадку и технику, готовим специалистов. Поддержка клиентов после лицензирования.
Лицензии на утилизацию мусора выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Процедура включает в себя несколько сопутствующих этапов, без которых получить разрешительный документ невозможно:
Этап подготовки можно условно поделить на два «ответвления» – техническое и юридическое.
Техническая часть касается производственной площадки – это строительство и прокладка коммуникаций, установка утилизационной линии, пуско-наладочные работы. На земельном участке в соответствии с санитарными нормативами монтируют сооружения – ангар, помещение для отдыха рабочих, места для хранения собственного мусора, утильсырья, а также готового продукта. Устанавливают забор, наносят разметку и так далее.
Приведение компании в соответствие лицензионным требованиям в правовом поле состоит из регистрации юридического лица или внесения изменений в уставные документы существующего – список видов деятельности организации дополняется пунктами, принадлежащими группе 38 «Обращение с отходами» по ОКВЭД.
Далее необходимо подготовить сопутствующую документацию: одна ее часть разрабатывается или собирается своими силами, другая – при помощи сторонних организаций, например, лабораторий и экологических фирм. Примеры: сертификаты, протоколы исследований, приказы, договоры купли-продажи, товарные накладные, соглашения о намерениях.
Вся суть подготовки сводится к тому, чтобы полностью привести предприятие в работоспособное состояние. Проблема в том, что основные НПА не дают четкого перечня документов и требований, а также оставляют достаточную свободу для субъективной оценки инспектора, а также принятия итогового решения комиссией.
Ниже – несколько примеров неочевидных требований к площадке, которые не определены в ФЗ и СанПиН, но всегда учитываются на проверках:
Оформление лицензии на утилизацию мусора «с нуля» и до готового документа занимает примерно 6-8 месяцев. Подготовка – еще около 2 недель, которые пойдут на строительные работы и юридические корректировки.
С инспекциями и проверками связаны лишь два заключительных этапа:
Одни заказчики хотят свести свою роль в процессе оформления лицензии к минимуму, а другие стремятся принимать в нем активное участие. Мы заранее обсуждаем этот момент и обеспечиваем комфортное взаимодействие в обоих случаях.
Мы более 10 лет работаем в сфере юридического оформления обращения с отходами – в числе прочего, помогаем получить лицензии на утилизацию мусора компаниям и индивидуальным предпринимателям. Закрываем отдельные этапы или полностью берем оформление на себя.
Помогаем ускорить процедуру за счет предоставления четких инструкций по подготовке компании. Сдаем в аренду производственные площадки под переработку отходов в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Новосибирске, Екатеринбурге, Ижевске и других городах – полностью подготовленные к инспекциям, проверкам и реальной работе. Некоторые площадки «РОСЭКО» ранее уже являлись объектом лицензирования и тем самым подтвердили свою пригодность и соответствие требованиям Росприроднадзора.