Проведение экологической экспертизы – это способ обеспечения соблюдения права граждан России на комфортные условия для жизни, с точки зрения экологии и окружающей среды.
Характерная черта государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), которая отличает ее от большинства других разрешительных мероприятий – участие приглашенных экспертов, не являющихся сотрудниками надзорных органов. Разумеется, в состав комиссий входят только специалисты в своей области – кандидаты и доктора наук, ученые. Этот подход обеспечивает непредвзятую глубокую всестороннюю аналитику.
Экспертиза проводится по аналогии с другой процедурой – оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС), но при этом они преследуют разные цели. С помощью проекта ОВОС устанавливаются риски возникновения негативных экологических последствий реализации проекта, а Государственная экспертиза конвертирует получившуюся оценку в правовую плоскость и позволяет соотнести ее с действующими законодательными нормами. Получается, что ГЭЭ – это не только хронологическое, но и логическое продолжение расчетов и заключений ОВОС.
Проведение экологической экспертизы проектов в сфере обращения с отходами возложено на орган исполнительной власти – Федеральную службу по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор. Положительное заключение ГЭЭ необходимо для:
Порядок действий всех участников экспертизы подробно приводится в Постановлении Правительства РФ №698, а основополагающая информация по этому вопросу содержится в ФЗ №174 «Об экологической экспертизе». Однако практика показывает, что предпринимателям, которые не являются по совместительству специалистами в области права, непросто спланировать свои действия по получению положительного заключения ГЭЭ на основании информации из официальных источников. Специалисты «РОСЭКО» подробно и понятно рассказывают о сути экспертной работы и действиях предпринимателя во время оформления.
К моменту подачи заявления заказчик уже проделывает основную работу – проводит всевозможные изыскания и исследования объекта будущей деятельности, разрабатывает проектную документацию, согласовывает ее в надзорных органах, и, при необходимости, проходит общественные слушания, и так далее. ГЭЭ – это один из заключительных шагов цепочки. Роль заявителя в ней минимальна – ему необходимо лишь подать документы и получить итоговое решение комиссии по мере его готовности.
Законодательные акты не содержат четкого и однозначного списка документации, необходимой для экспертизы. Как правило, базовый комплект состоит из результатов предварительной оценки влияния деятельности на воздушную среду, почву, грунтовые воды и другие природные составляющие, а также данных ОВОС, перечней реализуемых технических решений и мероприятий по охране окружающей среды.
Члены комиссии в процессе работы могут запрашивать дополнительные материалы, если предоставленной информации недостаточно для принятия решения. Запросы адресуются не только соискателю, но и государственным органам, располагающим сведениями о проекте.
Согласно официальному регламенту проведение экологической экспертизы длится не более двух месяцев, но по заявлению заказчика проектной документации может быть продлено на еще один дополнительный месяц.
До начала мероприятий, специальное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования разрабатывает задание и приказ, формирует предложение о назначении руководителя и ответственного секретаря, созывает комиссию. Руководитель, в свою очередь, определяет состав комиссии, состоящей из штатных специалистов ведомства и приглашенных экспертов. Запрещено привлечение заинтересованных лиц, связанных с заказчиком или разработчиком проекта, договорными, трудовыми или какими-либо другими отношениями.
Общие тезисы и план будущей экспертизы определяются на первичном заседании. Также на нем каждый участник получает индивидуальное задание, по итогам выполнения которого он разрабатывает персональное заключение по определенному вопросу. Затем результат личной работы каждого члена комиссии рассматривается на заседаниях.
Когда все участники экспертного состава высказались, проводится общее голосование для формирования сводного заключения: если более 2/3 выражают согласие с тем, что последствия планируемой деятельности не выходят за грани экологических и правовых норм, руководитель совместно с секретарем готовит положительное заключение. Несогласные участники заседаний могут настоять на своей позиции, оформив отдельный документ «особое мнение» с обоснованием.
Если с решением в проекте заключения не согласно более трети участников – экспертиза продолжается, в комиссию приглашаются новые специалисты.
Заключение вступает в силу после того, как издается приказ о его утверждении. Все действия, решения, заседания комиссии протоколируются.
Решение может быть положительным или отрицательным. При этом последнее также делится на два вида:
Негативный результат Государственной экологической экспертизы можно оспорить посредством судебных разбирательств. Кроме того, ФЗ №174 гарантирует соискателю право давать пояснения и замечания, касающиеся объектов экспертизы, в устной или письменной форме.
Юристы и экологи «РОСЭКО» помогают оформить положительное заключение ГЭЭ на строительство объектов размещения отходов, их реорганизацию и рекультивацию, а также на производство оборудования для термического обезвреживания – инсинераторов, установок пиролиза и других. Проведение экологической экспертизы при участии специалистов «РОСЭКО» позволяет значительно уменьшить трудозатраты соискателя. Помимо подготовки документации, согласования ГЭЭ и представления интересов заявителя, беремся также за другие, сопутствующие процедуры, обеспечивая таким образом полный цикл работ в рамках одной команды.
Помогаем перенести проведение Государственной экспертизы на место исполнения проекта, то есть, в регион, где будет расположен объект или сконцентрированы производственные мощности. При этом, в соответствии с ФЗ №174, ГЭЭ все равно считается федеральной, однако изучением документации и вынесением вердикта в данном случае занимаются местные, а не столичные специалисты. Это сокращает срок и стоимость мероприятий, а также в целом снижает сложность прохождения ГЭЭ для заказчика проектной документации. Рассмотрением заявки занимаются сотрудники Росприроднадзора, которые имеют полное право отказать в подобном прошении. В связи с этим, изначально «РОСЭКО» не может давать гарантий положительного ответа, однако специалисты готовы приложить все необходимые усилия в интересах компании-соискателя.
Помогаем решить максимум задач, связанных с получением заключения ГЭЭ и лицензированием в Росприроднадзоре. Сотрудничество с «РОСЭКО» – это грамотные исчерпывающие консультации по интересующим вопросам, оперативное реагирование на изменение обстоятельств в процессе оформления, а также создание максимально комфортных условий для заказчика.