Заключение Государственной экологической экспертизы является основой для планируемой предпринимателями деятельности, связанной с воздействием на природу. Нормативно-правовой акт, регулирующий принципы, методологию, способы оценки и другие внутренние параметры – Федеральный закон №174 «Об экологической экспертизе». Для рассмотрения в рамках ГЭЭ документации – в ее составе обязательно должны быть данные оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Предварительно разработанный проект ОВОС определяет конкретные показатели потенциального ущерба от планируемой деятельности.
Специалисты «РОСЭКО» сопровождают соискателя во время прохождения ГЭЭ, помогают обеспечить получение положительного заключения в срок. Экологическую экспертизу возможно проходить не только в Центральном аппарате Росприроднадзора, но и в регионах, при наличии достаточных оснований.
«РОСЭКО» имеет достаточно разнообразную практику, свидетельствующую о том, что ввиду особенностей процедуры согласований ГЭЭ, предпринимателям сложно обойтись без помощи специалистов. Положительный опыт прохождения ГЭЭ гарантирует правильное составление плана мероприятий и действий для достижения положительного результата. Данный материал призван раскрыть суть понятия «заключение Государственной экологической экспертизы» и процесса его оформления. Он будет полезен тем, кто планирует реализацию проекта с прохождением ГЭЭ и в связи с этим стремится разобраться в вопросе. Материал ориентирован на деятельность, связанную с отходами производства и потребления – например, на серийное изготовление установок для обезвреживания. Тем не менее представленная информация может быть применена и для других сфер.
Заключение Государственной экологической экспертизы является одним из обязательных требований к компании для выдачи лицензии Росприроднадзора на применение метода обезвреживания отходов или строительство объекта размещения. В первом случае документ выдается на технологию, посредством которой проводится уничтожение мусора, а во втором – на технологию по захоронению отходов.
Для согласования обозначенных работ необходима экспертиза на федеральном уровне. Во время нее специалисты в сфере экологии оценивают, допускает ли действующее природоохранное законодательство последствия, которые повлечет за собой исполнение проекта. В состав комиссии входят только эксперты, состоящие в специальном реестре – в основном это руководящие сотрудники научно-исследовательских и образовательных учреждений, доктора и кандидаты наук.
Оценочная комиссия созывается отдельно по каждому заявлению. В течение 2 месяцев ее участники тщательно изучают проект – члены экспертного совета проводят индивидуальную работу и отчитываются о результатах перед комиссией и руководителем. Когда выслушаны все мнения, путем общего голосования принимается окончательное решение, на основании которого выдается заключение Государственной экологической экспертизы. Для принятия того или иного решения достаточно 2/3 голосов. Участники, выступившие против реализации проекта, в заключении ставят пометку «особое мнение», и прикладывают к нему документ, где выражают и обосновывают свою позицию. Заказчик имеет право оспорить результат в судебном порядке, если не считает принятое решение правомерным.
В заключении обязательно присутствует подробное обоснование с результатами рассмотрения различных аспектов планируемой деятельности и сопоставлением с действующими НПА. В решении приводится резюме всесторонней оценки предоставленной документации, в том числе:
В рамках экспертной работы устанавливается:
Ответы на все эти вопросы также отражаются в заключении вместе с замечаниями и рекомендациями.
Итог определяется выводами, которые могут быть трех видов:
Стоит подробнее остановиться на третьем варианте. «Условный запрет» указывается в случаях, если комиссия постановила, что текущий план нуждается в доработках, которые, вероятно, помогут согласовать его с требованиями НПА. После проведения дополнительной работы заявитель может подать пакет на повторную экспертизу.
Положительный ответ теряет актуальность, если описанная в проекте деятельность в итоге проводится с отклонением от утвержденного порядка, либо если в документацию после ее одобрения вносятся корректировки. Кроме того, законодатель оставляет за собой право изменять нормативы, вследствие чего принятый проект может перестать отвечать требованиям. И, конечно, нельзя забывать про срок действия заключения – по мере его истечения необходимо повторно проходить комиссионные проверки.
К нам обращаются юридические лица и предприниматели, объединенные одной целью – получить заключение Государственной экологической экспертизы для выполнения планируемых работ в как можно более сжатый срок. Специалисты не только помогают оформить разрешительный документ, но и находят варианты упрощения процедуры. Например, подача письма с просьбой проведения экспертизы в регионе с приглашением местных экспертов. Подробнее о том, как организовать подобную процедуру – по контактному номеру «РОСЭКО».
Сопровождаем подготовку пакета для предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, приводим предприятие и его деятельность в соответствие условиям успешного прохождения ГЭЭ, оформляем пояснительные записки, предоставляем экологические и юридические заключения, взаимодействуем с сотрудниками органов надзора.
Вне зависимости от местоположения объекта, возможна личная работа – выезд для оценки соответствия, присутствие на проверках и заседаниях, общение с экспертами, консультирование и так далее.